Арбоскульптура: история, принципы, алгоритм создания в саду
Для садовода, любящего растения и испытывающего удовольствие от общения с ними, интересным окажется новое направление в ландшафтном дизайне – арбоскульптура, или, иными словами, древоформирование. Если быть точным, то это хобби появилось давно – в начале ХХ века, но вторую жизнь получило лишь почти сто лет спустя благодаря увлеченности людей, искренне любящих природу и стремящихся сблизиться с ней.
Истоки арбоскульптуры
Древоформирование как искусство началось с причудливой «четырехножки» из деревьев, сросшихся по замыслу автора в единый ствол. Изобретателем направления стал американский фермер Аксель Эрладсон, создавший массу замечательных фигур, сформированных из изогнутых стволов и веток растений. Он использовал живые растения, продолжающие вегетировать, обрастать листвой, цветущие и плодоносящие.
Его «Древесный цирк» стал популярен и время от времени пополнялся новыми «аттракционами» и «артистами» в виде деревьев-людей, древесных стульев и колонн, изящных зеленых беседок и чудесных цветущих фонтанов. Невиданная популярность метода со временем сменилась забвением и лишь сейчас вновь стала интересна тысячам садоводов.
Принципы изготовления древесных скульптур
Многие путают арбоскульптуру с топиарным искусством (эффектной стрижкой деревьев и кустарников) или со стилем бонсай (выращиванием карликовой копии настоящего дерева). Общее между ними, безусловно, есть – работа с живым растением, с его стволом и ветвями. Но существенное отличие арбоскульптуры – создание из естественных материалов неестественных для дерева форм.
Каким образом работает «скульптор»-садовник? Он берет за основу молодые растения в основном с гибкими стволами и, как правило, на карликовом подвое. С помощью каркаса из дерева, металла или пластика побегу придают определенную форму и выжидают одревеснения ствола. Затем вновь отросшие ветви также заключают в каркас нужной формы и выжидают до следующего сезона. Для скрепления «деталей» используют приемы простого переплетения или прививки.
У этого направления в искусстве есть единственный, но очень значительный минус: деревья растут медленно. Для создания одной скульптуры порой требуется от 5 до 25 лет! Зато как феерично выглядят готовые шедевры: мебель с шатрами из зелени, человечки с шапками листьев на голове, чаши, тоннели и даже зеленые храмы!
Арбоскульптура в собственном саду
Глядя на фото готовых древесных композиций в парках мира, невольно задумываешься: а возможно ли сотворить такое простому смертному? Обычному человеку, загоревшемуся желанием постичь искусство древоформирования?
Ответ неожиданный: да! Научиться изготавливать фигуры из дерева может любой садовод, умеющий пользоваться прививочным ножом и имеющий терпение выжидать несколько лет для получения конечного результата.
Для того, чтобы попробовать себя в роли арбоскульптора, нужно высадить материал для работы. Звучит немного странно, но на самом деле это одно или несколько растений с гибкими стволами. В наших условиях можно использовать грушу, сливу, яблоню, вишню. Эти растения порадуют не только оригинально сформированными очертаниями стволов и ветвей, но и вкусными плодами. Помимо плодовых культур используют липу, клен, черемуху, рябину. Оптимальными считаются быстрорастущие ива и слива мелкоплодная. Они неприхотливы, обладают хорошей приживаемостью и скоростью роста.
Инструменты, которыми можно пользоваться, просты: ножовки, секатор, прививочный нож, шпагаты и материалы для каркаса (бамбуковые палки, металлические и пластиковые прутья).
Пробуем себя в роли скульптора
Рассмотрим простой пример – дерево со стволом, изогнутым зигзагом. Только представьте, как эффектно будет выглядеть такое растение под вашим окном!
Алгоритм начала формовки будет следующим:
- молодой саженец с гибким стволиком располагают в посадочной яме под углом (30–45°) и закрепляют на каркасе;
- побег в каком-то месте осторожно, чтобы не сломать, изгибают также под углом и место изгиба фиксируют к каркасу;
- если позволяет длина саженца, побег изгибают еще раз и опять закрепляют;
- все ветви, имеющиеся и образующиеся в процессе роста ниже изгибов, удаляют без образования пенька, срезы обрабатывают; ухаживают за растением, как обычно, поливают, обрезают; следующей весной отросший стволик вновь изгибают (пользуясь тем, что в начале сокодвижения он довольно гибкий) и закрепляют (со временем штамб утолщается, дерево сохраняет изгибы самостоятельно);
- при желании можно посадить рядом еще несколько растений, переплести их или присоединить стволики методом прививки путем сближения (снимают кору и крепко обвязывают вместе).
Как видно из описания, арбоскульптура – это не самое сложное творение рук человеческих, поэтому вполне вероятно, что вскоре во многих садах появятся мебельные гарнитуры и заборы, навесы и просто изящные фигуры для украшения сада, изготовленные методом древоформирования. Более приближенный к природе способ их изготовления вряд ли найдется.