Ландшафтное освещение. Красота и функциональность!
Искусственным освещением люди окружающего ландшафта люди стали заниматься довольно давно. Не будем вспоминать про костры, факелы, свечи и т.п., а начнем сразу с первых газовых светильников в Лондоне. Итак, первое искусственное освещение было смонтировано в середине XVIII века в британской столице. Тогда были поставлены металлические уличные фонари, которые освещали вокруг себя некоторое пространство за счет горения газа.
Коэффициент полезного действия таких светильников был крайне мал, но по тем временам и это был немалый прорыв. Особенной красотой они не отличались, но, со свойственной англичанам строгостью, для своей роли, были вполне приемлемы. Их и можно считать одними из первых искусственных ландшафтных светильников, если ландшафтом считать обычные городские улицы. Тогдашние светильники, как уже говорилось, не отличались ни дизайном, ни функциональностью, чего не скажешь про нынешнее поколение их собратьев.
Застройщики нашего времени, желая беспрепятственно перемещаться по участку и в любое время суток контролировать территорию, добиваясь функциональности, иногда напрочь забывают об эстетических возможностях ландшафтного освещения. Как правило, вполне функциональные фонари, даже с некоторым намеком на дизайн — это скорее ландшафтная архитектура, неплохо освещающая дорожки и лужайки. Но при этом остальное пространство – утопает, в лучшем случае, в полумраке. Используя такое ландшафтное освещение, исключается возможность оценки прелестей всего парка или сада. А это, тот самый пробел, который могло бы решить, и прекрасно решает, гармоничное ландшафтное освещение.
При комплексной подсветке на окружающей территории создается красивейшая композиция из подсвеченных ночных видов и картин. Даже если сам ландшафтный светильник не виден, за счет освещенных с его помощью некоторых архитектурных или растительных форм, создается неведомый акцент ночного оформления окружающего пространства. Для этого – весь спектр садовых осветительных приборов. Тут и классика, сферические и полусферические фонари, дорожные и встраиваемые светильники, столбики (болларды), а также эффектные ландшафтные светильники отраженного света.
Особенностью классических ландшафтных светильников является освещение не столько самой дорожки или тропы, сколько их обрамление из крон деревьев и кустарников. Их выбор очень широк.
Сферические ландшафтные светильники, за счет шарообразной формы переотражают световой поток и выгодно подчеркивают матовое стекло или пластик, из которых изготавливается плафон. Очень интересны полусферические ландшафтные светильники, хорошо освещающие горизонталь из-за потоков, направленных вниз и в стороны.
Болларды – ландшафтные светильники в виде столбиков, выполненные из полированного металла или камня, представляют собой идеальный выбор для парковочных площадок и дорожек. Плафоны с отражателями в форме решеток эффективно перераспределяют световой поток вниз.
Ландшафтные светильники типа индирект обеспечивают хорошую светоотдачу, не ослепляя глаза, но из-за мощного заливающего света не рекомендуются для загородных участков. Они нарушают приватность в атмосфере частного владения.
Встраиваемые ландшафтные светильники, на мой взгляд, самые идеальные для выгодной подсветки ландшафтных композиций, подпорных стенок, малой архитектуры и натуральных деревьев. За счет установки в грунт или мощение могут использоваться как маркировочное освещение, хорошо подсвечивают подступени лестниц и подпорных стенок, когда встраиваются в вертикальную часть бордюра.
Гармонично украшают ландшафт без эффекта ослепления, тропиночные ландшафтные светильники. Небольшие размеры и натуральные формы (в виде грибов, цветов и т.п.) хорошо подходят под окружающий садовый ландшафт.
В частных домовладениях ландшафтные светильники способны создавать затейливые рисунки на стенах, выделяя направленным потоком света, архитектурные особенности построек.
Интенсивность света, направления, количество ландшафтных светильников, характеристику плафонов Вам поможет выбрать дизайнер. Но не забывайте, чтобы воплотить все это в натуре, нужен человек с техническим знанием вопроса, иначе игра света и тени в атмосфере таинственности, могут обернуться неприятностями и проблемами.